Mонах зажигает свечи

ПРАВИЛА МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ

Вмѣсто предисловія

Есть у насъ множество прекрасныхъ уставовъ и наставленій о монастырской и монашеской жизни; но потому, что ихъ много, и потому еще, что они разнообразны, часто приспособлены къ своимъ мѣстнымъ условіямъ,— прилагать ихъ къ нашимъ русскимъ монастырямъ не всегда бываетъ удобно. На основаніи этого, многіе святые и несвятые настоятели и ненастоятели— русскіе составляли свои особенные Уставы, примѣнительно къ своимъ обителямъ. Но и эти уставы и правила нельзя приложить ко всѣмъ русскимъ обителямъ, по ихъ разнообразію и мѣстнымъ особенностямъ. Потому-то многіе настоятели, при управленіи монастырями и монахами, большею частію руководствуются своими собственными соображеніями: тотъ такъ, а другой иначе, третій еще иначе и т. д. Отсюда выходитъ рознь, никогда не ведущая къ добру: въ одной обители бываетъ одинъ духъ и направленіе, въ другой— совсѣмъ иной, иногда противоположный. Изъ этой-то розни и выходятъ всѣ безпорядки, нестроенія и безобразія въ нашихъ русскихъ монастыряхъ.

Для устраненія этихъ недостатковъ и для сохраненія нашихъ св. обителей отъ горькаго народнаго нареканія, необходимо нужны особыя правила, для всѣхъ русскихъ монастырей, которыя и предлагаются здѣсь, какь первый опытъ.

Е. Іустинъ

Правило первое

Всякій, желающій поступить въ монастырь, долженъ напередъ строго обдумать: почему и для чего онъ этого желаетъ.

При прошеніи въ ту, или другую обитель, онъ долженъ точно и опредѣленно, — по совѣсти и чистосердечно, — высказать свои мысли и намѣренія настоятелю. Настоятель, внимательно выслушавъ желанія и намѣренія просителя, судя по нимъ, принимаетъ или не принимаетъ его.

Правило второе

Самое принятіе производится не иначе, какъ по вытребованіи надлежащихъ документовъ просителя и отзыва о немъ мѣстнаго его начальства, и приходскаго священника, который, при своемъ отзывѣ, выдаетъ о немъ метрическое свидѣтельство.

При семъ имя, отчество, фамилія и званіе заносятся въ особую, для того заведенную книгу, къ которой и прилагаются документы принятаго.

Вновь принятому тотчасъ же дается извѣстное опредѣленное послушаніе, въ которомъ онъ испытывается въ теченіи одного, двухъ и трехъ лѣтъ

Правило третье

Вновь принятому тотчасъ же дается извѣстное опредѣленное послушаніе, въ которомъ онъ испытывается въ теченіи одного, двухъ и трехъ лѣтъ, смотря по его поведенію, за которымъ строго наблюдаетъ Настоятель. Испытуемый поручается тому, или другому изъ старшихъ братій—для надзора и наставленія его въ правилахъ монастырской и монашеской жизни. При чемъ испытуемый, пока находится на испытаніи, носитъ свое мірское платье.

Правило четвертое

Малолѣтнихъ и вообще молодыхъ лучше не принимать въ обитель. Въ случаѣ же принятія немедленно поручать ихъ строгому надзору и бдительному руководству кого либо изъ старшей братіи; и давать имъ такія послушанія, которыя бы избавляли ихъ отъ праздности и ничего недѣланія. Безъ надзора же и руководства, а также безъ всякаго дѣла живущіе въ обители легко развращаются и дѣлаются совершенно негодными для монастырской жизни, которыхъ слѣдуетъ немедленно удалять изъ обители.

Правило пятое

Всѣмъ новопринятымъ, кромѣ внѣшняго опредѣленнаго послушанія, назначать небольшое келейное правило, напримѣръ: обязательное чтеніе въ келліяхъ утреннихъ и вечернихъ молитвъ, молитвъ въ продолженіи дня, изученіе тропарей и кондаковъ, часослова и псалтырь. Для сего выдавать имъ—„Сокращенный молитвословъ,” часовникъ и псалтирь. Для чтенія же выдавятъ имъ назидательныя душеполезныя книги духовнаго содержанія, и заставлять ихъ при чтеніи оныхъ, выписывать себѣ на особыя тетрадки — что кому понравится особенно. Тетрадки сіи еженедѣльно представлять для просмотра настоятелю, или кому онъ поручитъ. Въ добавленіе къ сему каждый новопринятый въ обитель пусть ежедневно совершаетъ слѣдующее краткое правильце Отца Серафима: „Возставши отъ сна, всякій христіанинъ (послѣ утреннихъ молитвъ), ставъ предъ св, иконами, пусть прочитаетъ молитву Господню: Отче нашъ… 3‑жды, въ честь Пресв. Троицы; потомъ — пѣснь Богородицы: Богородице Дѣво, радуйся 3‑жды; наконецъ — Символъ Вѣры: Вѣрую во Единаго Бога 1‑жды.

Совершивъ это правило, всякій христіанинъ пусть занимается своимъ дѣломъ, на которое поставленъ или призванъ.

Во время же работы, дома, или на пути куда нибудь, пусть всякій читаетъ тихо: Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго! А если окружаютъ его другіе, то, занимаясь своимъ дѣломъ, пусть говоритъ умомъ только это: Господи помилуй! и продолжаетъ до обѣда. Предъ самымъ же обѣдомъ пусть совершитъ вышепоказанное утреннее правило.

Послѣ обѣда, исполнивъ свое дѣло, всякій христіанинъ также говоритъ тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грѣшнаго! и это пусть продолжаетъ до самаго сна; а когда случится ему проводить время въ уединеніи, то пусть читаетъ онъ: Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, Богородице помилуй мя грѣшнаго! Отходя ко сну, (послѣ вечернихъ молитвъ), пусть опять прочитаетъ вышепоказанное утреннее правило, то есть: 3‑жды Отче нашъ, 3‑жды Богородице, и 1‑жды Символъ вѣры. Послѣ сего пусть засыпаетъ, оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ.

Примѣчаніе. Самъ великій Старецъ—Отецъ Серафимъ говоритъ: „Держась этого малаго правила, можно достигнуть мѣры христіанскаго совершенства; ибо означенныя три молитвы суть основаніе Христіанства,—первая, какъ молитва, данная Самимъ Господомъ, есть образецъ всѣхъ молитвъ; вторая принесена съ неба Архангеломъ, въ присутствіи Дѣвы Маріи—Матери Господа; Символъ же вкратцѣ содержитъ въ спасительные догматы христіанской вѣры. Истинно рѣшившійся служить Господу Богу долженъ упражняться въ памяти Божіей и непрестанной молитвѣ ко Іисусу Христу. Таковымъ упражненіемъ, при охраненіи себя отъ разсѣянія и при соблюденіи мира совѣсти, можно приблизиться къ Богу и соединиться съ Нимъ; а иначе никакъ нельзя. Такія занятія, между прочимъ, не дозволятъ человѣку быть въ праздности, которая есть злая мать всѣхъ пороковъ.

Монашеская жизнь начинается, сосредоточивается и совершенствуется собственно въ келліи.

Правило шестое

Монашеская жизнь начинается, сосредоточивается и совершенствуется собственно въ келліи. Поэтому келліи должны быть сухи, теплы, чисты и опрятны; но приспособленіе ихъ къ жизни предоставляется каждому жильцу въ нихъ, что бы онъ могъ все расположить въ своей келліи такъ, какъ ему кажется удобнѣе,— что бы она нравилась ему, и онъ могъ бы жить въ ней покойно. Это нужно для того, что бы келлія привязывала его къ себѣ, и не заставляла его—часто выходить изъ ней и посѣщать келліи сожителей его, гдѣ большею частію производится пустая болтовня, или дружескія угощенія—винопитіе, омрачающія и развлекающія отъ должныхъ занятій монаха. Древнее правило: „сиди въ келліи, и она научитъ тебя всему хорошему.” Правило вѣрное и весьма полезное! Желающему спасаться въ обители, а не бездѣльничать необходимо держаться и исполнять его.

Правило седьмое

Назначать въ обители настоятелей лучше предоставить мѣстному Архіерею, чѣмъ избирать его братіи, потому что братія, большею частію, избираютъ излюбленныхъ ими, которые бы мирволили имъ. Отсюда происходитъ распущенность монастырей и разные нетерпимые безпорядки въ нихъ. Назначенный высшею властію настоятель завѣдуетъ рѣшительно всѣми частями обители; и ему, отъ всѣхъ живущихъ во ввѣренномъ ему монастырѣ, должно быть безусловное повиновеніе и послушаніе, во всѣхъ отношеніяхъ, потому что онъ отвѣчаетъ за все. Гдѣ не бываетъ такого повиновенія и послушанія, тамъ образуется не монастырь, а, вертепъ разбойниковъ, — тамъ является полное своеволіе: пьянство, развратъ, дерзости, противленія, оскорбленія — чистыя глубины сатанины.

Правило восьмое

Настоятелю съ вѣдома и утвержденія мѣстнаго Преосвященнаго, предоставляется право—немедленно выгонять изъ своей обители всѣхъ неисправимыхъ распутниковъ, буйныхъ пьяницъ, дерзкихъ ослушниковъ, упорныхъ противниковъ, неукротимыхъ оскорбителей, непримиримо враждующихъ, тайныхъ соблазнителей и явныхъ поджигателей и подстрекателей на волненія и другія недобрыя дѣла своихъ братій, однимъ словомъ—всѣхъ отъявленныхъ бунтовщиковъ и крамольниковъ, въ высшей степени вредныхъ для обители и всѣхъ живущихъ въ ней. Въ монастыряхъ такія дѣянія не мыслимы; ибо они совершенно противоположны тому духу и направленію, для которыхъ назначаются св. обители.

Правило девятое

Въ помощники настоятелю избираются и опредѣляются, такъ называемыя, монастырскія власти, то есть: казначей — для завѣдыванія и храненія монастырской казны; экономъ — для завѣдыванія монастырскимъ хозяйствомъ; благочинный — для надзора за всѣми живущими въ обители; ризничій — для завѣдыванія и храненія всѣхъ церковныхъ вещей; духовникъ — для исповѣдыванія братіи въ 4 поста и приходящихъ. Всѣ сіи власти суть какъ бы очи и руки настоятеля, посредствомъ которыхъ онъ управляетъ всѣми пунктами обители. Они же составляютъ и Совѣтъ монастырскій, дѣйствующій въ важныхъ случаяхъ въ своемъ собраніи, и о своихъ дѣйствіяхъ составляющій за своею подписью протоколы. Всѣ сіи власти, конечно, должны быть добросовѣстны и способны.

Правило десятое

Ежедневныя церковныя богослуженія въ монастыряхъ совершаются въ одно положенное время, и непремѣнно по уставу. Всѣ живущіе въ обители, кромѣ больныхъ и занятыхъ послушаніями, должны приходить въ церковь къ началу и выходить по окончаніи ц. службъ. Въ церкви всѣ должны стоять въ одномъ извѣстномъ мѣстѣ, чинно, благоговѣйно, съ глубокимъ вниманіемъ къ тому, что читаютъ и поютъ въ храмѣ, и сопровождать чтеніе и пѣніе молитвою и положенными поклонами. За порядкомъ въ церкви и всѣми стоящими въ ней наблюдаетъ благочинный. Нарушители церковныхъ порядковъ тамъ же наказываются поклонами, опредѣляемыми настоятелемъ, смотря по степени виновности нарушителей.

Правило одиннадцатое

Во время монастырской трапезы, которая полагается ежедневно въ опредѣленное время, также долженъ быть всегда ненарушимый порядокъ. Всѣ должны тихо и спокойно сидѣть на своихъ мѣстахъ; и пищу вещественную растворять’духовною, то есть: внимательно слушать и усвоивать себѣ предлагаемыя обычныя чтенія изъ св. Писанія, житій святыхъ, твореній св. Отцовъ, по усмотрѣнію настоятеля. Нарушители порядка въ трапезной также наказываются поклонами, или лишеніемъ стола, по степени виновности ихъ. Въ большіе праздники можетъ быть предлагаемо братіи скромное утѣшеніе, смотря по состоянію той или другой обители, въ ея матеріальномъ обезпеченіи.

Правило двѣнадцатое

Руководясь вышеизложенными общеобязательными правилами, каждый настоятель можетъ и долженъ дѣлать свои частныя распоряженія въ ввѣренной ему обители, относительно разныхъ предметовъ и случаевъ, напримѣръ: по гостинницѣ, по рабочимъ и скотнымъ дворамъ, по разнымъ посылкамъ, по пріему родныхъ и знакомыхъ, иногда посѣщающихъ кого либо изъ братіи, кромѣ посѣщенія келлій ихъ женщинами — сторонними, что строго во спрещается.

Вообще каждый настоятель всегда заботится о томъ, чтобы сохранить въ своей обители должный порядокъ, миръ, тишину и спокойствіе, необходимые для чести и славы обители и для полнаго удобства всѣхъ живущихъ въ ней—заниматься своимъ дѣломъ спасенія.

У каждаго монаха пусть будутъ всегдашними наставниками Божественныя книги.

Правило тринадцатое

Человѣкъ такъ созданъ, что безъ дѣла бытъ не можетъ. Если онъ не занимается положительнымъ, то непремѣнно занимается отрицательнымъ, то есть: если не дѣлаетъ хорошаго, то дѣлаетъ худое. Все худое, конечно, несвойственно монаху; слѣдовательно ему свойственно одно хорошее. Что же онъ долженъ дѣлать? Если онъ знаетъ какое-либо непредосудительное и полезное ремесло, или художество, — то пусть занимается имъ въ своей келлій, въ извѣстные часы. Если же’ ничего такого не умѣетъ,—то самое лучшее для него дѣло—чтеніе душеспасительныхъ книгъ.

Вмѣсто древнихъ, такъ называемыхъ, старцевъ — наставниковъ, которыхъ нынѣ стало мало, или и совсѣмъ не стало, у каждаго монаха пусть будутъ всегдашними наставниками Божественныя книги. Постоянно и внимательно читающій сіи книги и дѣлающій изъ нихъ подходящія себѣ выписки можетъ современемъ составить свое собственное руководство для монашеской жизни и дѣятельности.

Примѣчаніе. Какія монаху читать книги? Прежде всего, конечно, Свящ. Писаніе, особенно Евангеліе, Апостолъ и Псалтирь; потомъ творенія св. Отцовъ, житіе Святыхъ, Добротолюбіе въ переводѣ Епископа Ѳеофана, его же письма о духовной жизни, какъ настроиться на духовную жизнь, путь ко спасенію, невидимая брань и всѣ многія наставле­нія, въ нравственно-христіанской и подвижнической жизни, такъ же и монашеской жизни, еп. Ювеналія, Скитскій Уставъ, св. Нила Сорскаго, Алфавитъ духовный, св. Димитрія Ростовскаго, Христіанское зеркало, св. Тихона Задонскаго, и многія другія книги духовнаго содержанія, которыя должны составлять монашескую библіотеку. Чтеніе этихъ и такихъ книгъ уподобитъ монаха св. Ефрему Сирину, Евлонію Гортинскому и другимъ, которые, „яко пчелы, тщательно протекая цвѣтники словесные, собирали сладкій медъ и влагали его въ свои сердечные соты“ (18 сент.). Главное же это ученіе избавляло бы монаха отъ скуки, бездѣлья и праздности.

Правило четырнадцатое

Для чтенія есть правила Святителя Тихона и Епископа Ѳеофана.

I Св. Тихонъ пишетъ: „Нѣтъ никакой пользы книгу читати не дѣлать того, чему книга учитъ. Того ради читающему должно дѣлать нижеслѣдующее:

1) Должно читать наипаче Св. Писаніе, а по немъ и другія христіанскія нравственныя книги. Читать не много листовъ и страницъ; ибо много прочитавшему не можно все выразумѣть и въ памяти содержать.

2) Мало прочитывать, и много раз(умѣть)суждать, что читается. Тако бо лучше читаемое понимается и въ памяти углубляется, и тѣмъ умъ просвѣщается, и большее поощреніе и желаніе къ слѣдующему чтенію возбуждается.

3) Смотрѣть, что читается въ книгѣ, понятно или непонятно. Когда понимаемъ, что читаемъ, — хорошо; а когда не понимаемъ, — оставь и впередъ поступай. Непонятное или отъ слѣдующаго чтенія изъяснится, или повторительнымъ—другимъ чтеніемъ, съ помощію Божіей, поймется.

4) Чего, книга учитъ уклоняться, того тщись уклоняться; чего учитъ искать и дѣлать, о томъ старайся, чтобы самымъ дѣломъ исполнить. Отъ злато уклоняйтесь, и творите (благо) доброе: сего всякая книга учитъ.

5) Когда умъ отъ книги только будетъ острить, а волю не будетъ исправлять; то отъ чтенія книги злѣйшій будетъ, нежели прежде былъ; понеже злѣйшіи быѣаютъ ученые и разумные дураки. нежели простые невѣжи.

6) Помни, что лучше любить по-христіански, нежели разумѣть высоко; лучше жить красно, нежели красно говорить: разумъ кичитъ, а любовь созидаетъ.

7) Чего самъ, съ Божіею помощію научишься, того и иныхъ въ случаѣ любовно учи, дабы симъ посѣянное росло и плодъ творило, достойный небеснаго парствія. Чего тебѣ искренно желаю”.

II. Преосвященный Ѳеофанъ говоритъ: „При чтеніи Божественныхъ книгъ наблюдай слѣдующее:

1) Предъ чтеніемъ должно упразднить душу отъ всего.

2) Возбудить потребность знать то, о чемъ читается.

3) Обратиться съ молитвою къ Богу.

4) Читаемое слѣдить вниманіемъ, и все слагать въ отверзстое сердце.

5) Что не дошло до сердца, на томъ стой, пока дойдетъ.

6) Очевидно, что читать должно весьма медленно.

7) Прекратить чтеніе, когда душа не хочетъ уже чтеніемъ питаться,—сыта значитъ.

8) Если, впрочемъ, поразитъ душу какое мѣсто,—стой на немъ, и не читай болѣе.

9) Лучшее время для чтенія Слова Божія или Библіи есть утро,—житій—послѣ обѣда, св. Отцовъ—незадолго предъ сномъ.

10) Можно, слѣдовательно, касаться всего понемногу каждый день. 11) Напечатлѣвай истины такъ, чтобы онѣ возбуждали; иначе подвергнешься болѣзни многочтенія, по одной безполезной и даже вредной пытливости”.

Примѣчаніе. Руководясь означенными правилами, всякій братъ, ревнующій о своемъ спасеніи, расположитъ свои чтенія въ извѣстномъ порядкѣ, напримѣръ: въ каждое утро онъ будетъ читать 1 главу изъ Евангелія, 2 главы изъ Апостола и 1 каѳизму изъ Псалтыря; а прочія чтенія.— по его усмотрѣнію. Трудно ему будетъ расположиться и пріучить себя къ этому св. дѣлу, частію—по непривычкѣ, а частію—потому, что этого не заведено—почему-то—въ обителяхъ; но когда онъ войдетъ во вкусъ сихъ чтеній, то онъ не разстанется съ ними.—Они прольютъ особый—благодатный свѣтъ въ его душу и сердце, покажутъ ему настоящее дѣло спасенія, и онъ ясно увидитъ, что царствіе Божіе составляютъ не пища и питіе, а правда, миръ и радость о Дусѣ Святѣ.

Правило пятнадцатое

Постоянно читающій божественныя книги, и извлекающій изъ нихъ для себя руководящія мысли на особую тетрадку, долго ли коротко, непремѣнно расположится и къ молитвѣ: будетъ искать себѣ особаго келейнаго молитвеннаго правила. Такихъ правилъ есть много, но нужно избрать изъ нихъ одно какое либо,—болѣе полное и лучшее. Вотъ такое правило, составленное по плану св. Василія Великаго, который говоритъ, что „молиться надобно всегда, при всякомъ случаѣ, но прибавляетъ, что не должно пренебрегать и уставныя времена молитвъ, какъ то: 1) предваряя утро, 2) утромъ, 3) въ третій часъ, 4) въ шестый часъ 5) въ девятый часъ, 6) по окончаніи дня, 7) при наступленіи ночи и 8) въ полночь. Во всѣ указанные часы должно совершать особенныя молитвы, раздѣляя сутки на 8 равныхъ частей, если у кого нѣтъ никакихъ должностныхъ обязанностей. Если же препятствуютъ обязанности, то можно соединять въ два раза— 4 утромъ и 4 вечеромъ, или еще какъ будетъ удобнѣе; только всѣ указанныя молитвы совершать ежедневно.


*Правила монастырской и монашеской жизни, добытыя и провѣренныя сороколѣтнімъ опытомъ, въ разныхъ монастыряхъ

*Перепечатано ихъ «Рязанскихъ епархіальныхъ вѣдомостей № 17 за 1903 г., сс. 566–576, и № 18 за 1903 г., с. 594.