Нѣчто о торопливости въ богослуженіи.*
Въ „Волгарѣ” помѣшено слѣдующее интересное сообщеніе:
«3-го мая въ домѣ братства св. Георгія въ собраніи мѣстнаго духовенства съ участіемъ епископовъ Назарія и Исидора докторъ С. Апраксинъ сдѣлалъ докладъ на тему: „Просвѣтительно-во-воспитательное значеніе православнаго богослуженія и способъ веденія его въ настоящее время”.
Въ докладѣ указывалось, главнымъ образомъ, на небрежное отношеніе церковнослужителей к богослуженію, вслѣдствіе чего послѣднее перестало производить должное впечатлѣніе на молящихся, а главное перестало бытъ школой, потеряло свое просвѣтительно-воспитательное значеніе. Изъ храма часто выходишь не съ радостнымъ и умиленнымъ сердцемъ, но съ разочарованнымъ, негодующимъ…
При обмѣнѣ мнѣній выяснилось еще немало неблаговидныхъ фактовъ, касающихся поведенія діаконовъ и псаломщиковъ за богослуженіемъ, какъ образчикъ торопливости. Однимъ священникомъ приведенъ фактъ совершенія трехъ службъ, вечерни съ утреней с первымъ часомъ, на которыя потребно по крайней мѣрѣ 2 ½ часа, при правильномъ ихъ исполненіи – въ 18 минутъ! Епископъ Назарій просилъ священниковъ впредь вести службу возможно ближе къ уставу, особенно въ церквах монастырскихъ, куда тоже проникли вышеупомянутые порядки, — а главное съ полнымъ стараніемъ и безъ торопливости.
Постановлено вести чтеніе за богослуженіемъ не на клиросѣ, а на срединѣ храма, для чего устроитъ особую каѲедру для чтенія, ограничитъ не церковное концертное пѣніе, устраивать время отъ времени пастырскія собранія подъ предсѣдательствомъ преосвященнаго Исидора для обсужденія вопросовъ текущей церковной жизни и т. д. Собраніе затянулось до 12-ти часовъ ночи”.
По поводу этого сообщенія умѣстно было бы замѣтитъ то, что обыкновенно наибольшія сокращенія богослужебнаго чина дѣлаются какъ разъ въ главныхъ неизмѣняемыхъ частяхъ богослуженія. Такъ извѣстно, что изъ стихиръ на ”Господи воззвахъ” поется во многихъ церквахъ двѣ—три (и то, если продолжается кажденіе діакона), на ”стиховнѣ” поютъ одну стихиру, стихиры на «хвалитехъ” совсѣмъ упускаютъ, изъ канона читаютъ по одному, два тропаря, причемъ иногда пѣвчіе перебиваютъ чтеца, катавасій не поютъ, кромѣ развѣ 3-й, 6-й, 8-й и 9-й пѣсней; а въ иныхъ церквахъ совсѣмъ опускаются пѣсни 3-я, 6-я, 8-я, даже и 9-я. На литургіи опускаются тропари и кондаки на маломъ входѣ, а въ нѣкоторыхъ церквахъ пѣсни канона на блаженныхъ. Нечего говорить о томъ, что стихиры поются нерѣдко весьма неотчетливо, потому что пѣвцы, кромѣ того, что спѣшатъ, нерѣдко еще, не условившись заранѣе относительно остановокъ, останавливаются не на однихъ и тѣхъ же мѣстахъ и перебиваютъ другъ друга. Столь же мало заботятся обыкновенно и чтецы о чтеніи отчетливомъ, осмысленномъ, раздѣльномъ, къ каковому нужно готовиться, просматривая читаемое по крайней мѣрѣ предъ самымъ чтеніемъ. Мало назиданія, когда чтецы или пѣвцы сами не все читаемое или поемое понимаютъ, еще меньше одушевленія производитъ подобное чтеніе или пѣніе въ молящихся! ”Уста Церкви” (чтецы и пѣвцы) должны быть ”благоглаголивыми”, и исходящія изъ нихъ слова вполнѣ удобовразумительными, чтобы богослуженіе оказывало нравственно-воспитательное вліяніе на молящихся. О какомъ вліяніи можетъ быть рѣчь, когда существеннѣйшія измѣняемыя части богослуженія остаются почти недоступными для молящихся, а ектеніи, быстро произносимыя и прерываемыя пѣніемъ “Господи помилуй”, слышатся по нѣскольку разъ въ каждый праздничный и будничный день? Вѣдь, душа молящагося не можетъ не утомляться отъ однообразія, ищетъ разнообразія и измѣненій въ богослуженіи, какъ и вообще во всѣхъ впечатлѣніяхъ жизни. Св. Церковь и заботится объ этомъ, измѣняя каждый день стихиры, прокимны, тропари канона и т. д. Какъ же исполнители богослуженія сами дѣлаютъ напрасными заботы святой Церкви, превращая богослуженіе въ неизмѣнный рядъ ектеиій и нѣкоторыхъ другихъ постоянныхъ молитвословій, вселяя чрезъ то въ присутствующихъ скуку и давая поводы жаловаться на однообразіе богослуженія? Если бы все отчетливо и удобопонятно читалось и пѣлось, то, можетъ быть, половина жалобъ на усталость сама собою исчезла бы! Вѣдь, говорятъ же нерѣдко міряне, посѣтители строгихъ обителей, что, несмотря на 5 или 6 часовое богослуженіе, не только не чувствуется усталости, а даже еще хотѣлось бы стоять! Вмѣсто теперешнихъ толковъ о сокращеніи устава для приходскихъ церквей, лучше было бы позаботиться объ устраненіи указанных недочетовъ въ совершеніи богослуженія. Если кому тяжело быть за всей службой, тотъ, вѣдь, можетъ прійти не на цѣлую службу, а на часть ея, какъ обыкновенно и дѣлаетъ большинство богомольцевъ на всѣхъ службахъ, даже краткихъ.
Арх. Ѳаддей
*Перепечатано изъ «Олонецкихъ епархіальныхъ вѣдомостей № 15 за 1905 г., сс. 475–476.